Несовершенство законов или нежелание чиновников решать проблемы граждан обнажили вопрос о праве собственности на Камчатке. Задачка касается статуса зданий, признанных аварийными или сейсмопасными. В распоряжение нашей редакции попала весьма показательная переписка гражданина Д. с представителями краевого Правительства и администрации Петропавловска-Камчатского.
История началась 9 лет назад, в 2015 году, когда согласно программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края» собственники квартир дома № 41/1 по улице Владивостокская получили новое жилье взамен сейсмопасного. Людей переселили быстро — с августа по октябрь, но вот что любопытно: пустующий целую пятилетку дом был признан аварийным и подлежащим сносу лишь в 2020 году. По словам чиновников городской администрации, в этом нет ничего страшного, тем более незаконного, потому как «сроки организации мероприятий по обследованию зданий на предмет признания их аварийными законодательно не определены». Тот факт, что дом уже 9 лет пустует и вот-вот сам распадется на сотни бетонных кусков, видимо, не трогает ответственных лиц. Как не трогает их и один нерешенный вопрос. Оказывается, в доме зарегистрировано нежилое помещение площадью 35,6 квадратных метра. И принадлежит оно тому самому господину Андрею Д. Этот товарищ уже несколько лет обивает пороги судов, прокуратуры, городской и краевой администрации, чтобы получить либо другое помещение взамен утраченного, либо денежную компенсацию. Проблема не решается: суды затягиваются, прокуратура не видит нарушений прав заявителя, город считает, что не обязан возмещать потерю собственниками нежилых помещений. А в 2020 году случилась вообще странная вещь: управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Петропавловска-Камчатского направило требование в адрес Андрея Д. - принять меры к сносу аварийного дома по ул. Владивостокская 41/1. На каком основании — непонятно. Возможно, так чиновники пытались запугать неудобного собственника 35,6 квадратных метров.
Во всей этой истории интересна позиция краевого Министерства строительства и Жилищной политики. Возможно, сам врио министра Артем Фирстов даже не стал бы вникать в суть проблемы, но ему пришлось: жалоба прилетела из самого Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Артем Валерьевич проявил недюжинный писательский талант и на двух листах бумаги разъяснил гражданину Д., что программа переселения граждан из ветхого жилья «не предусматривает предоставление равнозначных нежилых помещений» собственникам, которые рискуют потерять свою недвижимость по причине ветхости здания. Вместе с тем министр сообщил, что изъятие помещения должно проходить по «соглашению сторон». Если перевести с языка чиновника на русский, то гражданин Д. должен каким-то невиданным способом усадить за стол переговоров чиновников из городской администрации и убедить их выплатить ему достойную компенсацию. К слову, в 2021 году горадминистрация при помощи экспертов-посредников определила стоимость нежилого помещения, принадлежащего Андрею Д. — всего 202 тысячи рублей. Очевидно, что такая сумма не устраивает хозяина нежилого помещения, ведь на эти деньги на Камчатке можно купить разве что пару квадратных метров.
Можно лишь надеяться, что этот «нежилой» детектив когда-нибудь закончится. Здесь вариантов исхода немного - либо вмешается губернатор и заставит городских начальников сесть за стол переговоров, либо заявитель смирится с копеечной компенсацией и дом благополучно снесут. А пока он стоит в центре жилого квартала и напоминает нам - ничто в мире не вечно, разве что упрямство чиновников.