На днях специалисты посчитали, сколько денег из карманов россиян вытащили телефонные мошенники за прошлый год. Россияне потеряли почти 16 миллиардов рублей. Бытует мнение, что в сети вымогателей попадаются лишь доверчивые старики и просто неинформированные люди. Это вовсе не так. Например, на Камчатке свои кровные (более 300 милиоонов рублей только в текущем году) отдавали директора институтов, ученые, историки, медработники, учителя и даже такие тертые калачи, как глава крупной местной корпорации, руководители рыбзаводов и владельцы пароходов. И суммы улетали весьма приличные — от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Так, один местный рыбопромышленник подарил материковским мошенникам почти 50 миллионов рублей.
И боль эта, конечно, не только камчатская. Сегодня вряд ли найдется человек, которому хотя бы раз не позвонил какой-нибудь «работник банка или сотрудник силовых органов».
Если говорить о масштабах и темпах роста телефонного мошенничества, то они пугающе впечатляют. По данным аналитиков, преступления с использованием серых симкарт в России растут где-то на 40 процентов в год, а в текущем году зафиксирован рост более чем на 21 процент.
Поэтому проблема вымогательства денег у граждан с использованием интернета и так называемых серых сим-карт стоит в числе первоочередных задач, с которыми борется государство. И вот 16 июля Артем Кирьянов, зампред комитета Госдумы по экономической политике, заявил, что депутаты приняли в первом чтении законопроект, который призван защитить россиян от телефонных преступлений. Думается, что закон примут быстро. И первым делом он даст возможность человеку узнать — не зарегистрирован ли на него какой-нибудь телефонный номер (или несколько номеров), ведь с него могут звонить мошенники. Такая информация появится на Госуслугах. К примеру, на гражданина зарегистрировано 10 симкарт, но из них он знает всего три. Откуда взялись еще семь? Они должны прекратить свою работу. И отключить их можно будет, причем мгновенно, в личном кабинете.
Также будут блокироваться подозрительные звонки, а еще планируется ужесточить правила покупки сим-карт иностранцами. Возможно, от них будут требовать даже биометрические данные.
Как выяснили специалисты, большинство мошеннических схем разрабатывается в недружественных странах, а сотни колл-центров расположены на Украине. То есть телефонное вымогательство уже превратилось в часть информационной войны против России. На эти цели (в том числе придумывание новых схем вымогательства) тратятся сотни миллионов долларов. Тех самых, что США и Евросоюз щедро отправляют в Незалежную. Здесь, в России, закупаются сим-карты с рук или через дилеров. Какие-то симки продаются по поддельным документам, но есть вообще серые номера, которые ни на кого не зарегистрированы, но всё равно работают. И вот как только у мошенников (считай наших врагов) появляются симкарты, которые невозможно отследить или они оформлены на людей без их ведома, далее начинается раскрутка доверчивых граждан.
Кстати, возьмите на заметку! Недавно появились новые уловки у вымогателей. Например, запись на прием к врачу при помощи некой «Единой медицинской службы». А самозанятым и предпринимателям мошенники начали звонить под видом налоговой службы и говорить жертве, что видят у нее на банковском счете доходы, не учтенные при расчете налога.
Депутаты считают, что для успешной борьбы с организованной телефонной преступностью необходимо вычислить все симкарты россиян и отделить легальные номера от фальшивых. Этот процесс называется деанонимизация. Или по-русски — поиск цифрового следа. К методу деанона прибегают, когда хотят найти, например, автора анонимного блога или поймать опасного хакера.
Замечательно, конечно, что государство будет блокировать серые сим-карты, а также цифровые карты, у которых нет хозяина, а еще сим-боксы (системы массовых обзвонов), но и гражданам нельзя расслабляться. По статистике в 2023 году киберпреступники обманули граждан России, а также различные конторы и предприятия на сотни миллиардов рублей. Для этого использовались не только телефоны, но и соцсети. Их сейчас сотни, есть суперпопулярные, есть нераскрученные, российские и зарубежные. Но не все они одинаково полезны и безопасны!
Тот же Кирьянов обратил внимание, что несмотря на запрещенный в нашей стране Инстаграмм, пользователей у него сильно меньше не стало, там до сих пор работают блогеры, зарабатывают на рекламе, не платят налоги, по сути спонсируют недружественные соцсети. Кирянов также подчеркнул, что силовики и налоговые органы будут более пристально следить за рекламодателями, использующими недружественные соцсети, кнутом и пряником переводить их на российские площадки (тот же Рутуб). А еще был непрозрачный намек на возможную блокировку большинства иностранных мессенджеров в России. Решение это смелое, наверняка вызовет переполох у любителей иностранщины, но раз уже стоит вопрос обеспечения безопасности страны, в том числе в антитеррористических целях, то тут уже не до развлечений в международных соцсетях.
А вообще сегодня редкий человек, пусть даже почтенного возраста, не состоит в каких-нибудь одноклассниках или телеграммах. И по сути наша жизнь уже потеряла анонимность, стерлась грань между оффлайном и онлайном. В виртуальном пространстве мы зачастую общаемся с людьми, с которыми лично не знакомы. Может, они вообще не существуют, а с нами разговаривает искусственный интеллект. И вот на какую дорожку заведет нас тот самый незримый собеседник, тоже большой вопрос и повод задуматься — а стоит ли вообще откровенничать в интернете, может лучше книжку почитать?