26 февраля 2025 года судья Петропавловск-Камчатского городского суда Александр Котков признал религиозную деятельность Алексея Овчара «преступлением против конституционного строя государства» и приговорил его к длительному условному сроку в 6 лет.
Алексей Овчар столкнулся с уголовным преследованием в 2022 году одновременно со своими единоверцами — Сергеем и Еленой Чечулиными. Верующего внесли в список экстремистов Росфинмониторинга, его банковские счета были заблокированы. Позже дело Алексея было выделено в отдельное производство. В октябре 2024 года Следственный комитет приступил к расследованию, и уже через месяц дело поступило в суд.
Овчар считает, что «значительная часть доказательств, полученных в ходе следствия, не касалась его напрямую». В основу обвинения легли 12 аудиозаписей бесед между верующими, но по словам осужденного при большинстве из этих разговоров он не присутствовал.
На одном из судебных заседаний Овчар сказал: «Считаю, что следствие введено в заблуждение и ошибочно утверждает, что мои мирные действия по исповедованию религии являются продолжением деятельности экстремистской организации. [...] Я имел полное право обсуждать Библию и общаться со своими единоверцами».
Если бы так на самом деле, вряд ли еще в 2017 году Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» и запретил его работу. И тому был ряд причин. Например, после экспертизы информационных брошюр «Свидетелей Иеговы» специалисты пришли к выводу, что содержащаяся в них информация представляет угрозу для здоровья граждан. «Свидетели» довольно часто отказывали больным детям в переливании крови, из-за чего дети теряли здоровье и даже умирали. В ходе процесса 2017 года суд заслушал показания нескольких бывших членов организации, которые заявили, что за адептами был установлен «тотальный контроль». Так, свидетель из Санкт-Петербурга Наталья Корецкая, которая состояла в организации с 1995 по 2009 годы, рассказала, что ее члены «живут в полном тотальном контроле адептов управленческим центром». Другой бывший член организации Павел Зверев заявил, что из-за руководителей «Свидетелей Иеговы» он остался без высшего образования: «В организации считается, что получение высшего образования для интересов организации бесполезно».
Но, пожалуй, основная причина причисления «Свидетелей Иеговы» к экстремистским организациям заключается в том, что интересы «Свидетелей» или «Общества Сторожевой Башни» простираются далеко за пределы своего узкого кружка. Они проповедуют, что истинное государство — это царство Иеговы, единое теократическое государство, управляемое Иеговой через особый центр в Бруклине (Нью-Йорк). Они признают, что вынуждены подчиняются властям, но всячески сопротивляются везде, где только возможно. В итоге «Свидетели» полностью отрицают патриотизм и необходимость оборонять свою страну от захватчиков. Они блюдут только лишь свои интересы, считая, что при этом допустимы любые меры и способы. Так, «Свидетели» могут, присягнув в суде, внаглую лгать, если эта ложь будет защищать интересы их организации. Если человек принципиально не принимает их вероучения, более того — открыто, явно выступает против них, такой человек воспринимается однозначно как враг Иеговы и их враг.
В 2017 году юристы «Свидетелей Иеговы» отвергли все претензии Минюста. В частности, представители ответчиков отмечали, что отказ от переливания крови не является экстремизмом — такого деяния в законе о противодействии экстремистской деятельности нет. Все доводы «Свидетелей» были отвергнуты судом и организацию запретили в России.
Тем не менее остались подпольщики. На Камчатке выявлены 11 «Свидетелей Иеговы», которые продолжали незаконную деятельность. Обвинительные приговоры уже вынесены восьмерым членам секты.